Положение о рабочей программе по предмету учителя

Утверждаю:
Директор МКОУ «Бамматюртовская средняя
общеобразовательная школа им.М.М.Муталимова »
_____ _____________ / Темирбулатов А.В./
Приказ № 141 от « 01 » сентября 2022 г.

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН.
МО «ХАСАВЮРТОВСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАММАТЮРТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ М.М.МУТАЛИМОВА»

ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ
ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе
по предмету учителя МКОУ
«Бамматюртовская СОШ
им.М.М.Муталимова»

с. БАММАТЮРТ

Положение
о рабочей программе по предмету учителя МКОУ «Бамматюртовская
средняя общеобразовательная школа им.М.М.Муталимова»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение является нормативным документом, определяющим порядок
разработки и утверждения рабочей программы педагогического работника в МКОУ
«Бамматюртовская средняя общеобразовательная школа им.ММ.Муталимова» (далее Учреждение).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом «Об образовании в
Российской Федерации», Уставом МКОУ «Бамматюртовская СОШ им.М.М.Муталимова» с
целью регламентации деятельности должностных лиц и учителей по реализации
государственных образовательных стандартов в ходе образовательного процесса по предмету.
1.3. Настоящее положение устанавливает порядок разработки и утверждения рабочих
программ учебных дисциплин, элективных курсов, определяет требования к
содержанию и оформлению данных документов.
1.4. Рабочая программа – документ, созданный на основе примерной или авторской
программы, с учётом целей и задач Образовательной программы учреждения и
отражающий пути реализации данного предмета.
1.5. Рабочая программа составляется учителем по определённому учебному предмету и
рассчитана на один год обучения.
1.6. Рабочая программа определяет назначение и место учебной дисциплины в системе
образовательного процесса, цели ее изучения, содержание учебного материала в соответствии с
государственными образовательными стандартами и формы организации обучения.
1.7. Настоящее положение утверждается директором Учреждения после рассмотрения и
принятия соответствующего решения педагогическим советом.
2. Содержание и структура рабочей программы
2.1. Рабочая программа должна выполнять следующие функции:
 целеполагания – поставленные цели определяют все основные компоненты курса;
 информационную – рабочая программа представляет в сжатой форме информацию
общего характера о курсе, которая формирует представление о нем;
 оперативного изменения курса – структуризация материала курса на основе выделенных
целей обеспечивает возможность внесения изменений в курс непосредственно в процессе
обучения без утраты целостности последнего;
 прогностическую – рабочая программа задает предполагаемый конечный результат
обучения;
 контрольно -диагностическую – рабочая программа включает средства проверки степени
достижения обучающимся заявленных целей курса;
 оценочную – рабочая программа содержит в концентрированной форме всю информацию
о курсе, которая может быть использована для его предварительной оценки, что важно
для оценки образовательной программы и прогнозирования качества образования.
2.2.Рабочая программа раскрывает:



роль и значение соответствующей учебной дисциплины в реализации государственных
образовательных стандартов,
важнейшие мировоззренческие идеи и категории, подлежащие усвоению на конкретной
содержательной основе (обязательный минимум содержания образования);







объем и содержание умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся (требования
к уровню подготовки учащихся);
объем и содержание общеучебных умений и навыков, которыми должны овладеть
учащиеся в ходе изучения данного предмета);
объем и содержание ключевых компетентностей, формирование которых обеспечивает
данная дисциплина;
основные формы творческой деятельности, необходимые для успешной работы будущего
выпускника,
характер учебно-познавательных проблем и задач, способствующих формированию
компетентностей выпускника.

2.3. Рабочая программа учитывает:







целевые ориентиры и ценностные основания современного российского образования;
целевые ориентиры, ценности, особенности, направления развития своей школы;
состояние здоровья учащихся класса;
уровень способностей обучаемых детей и качество их учебных достижений;
возможности педагога ;
состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения школы;

2.4 Содержание
требованиям:

и

реализация

рабочей

программы

удовлетворяет

следующим

- четко определено место и роль данной дисциплины в овладении учащимися знаний, умений и
навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом по соответствующему
предмету;
- установлены и конкретизированы на этой основе учебные цели и задачи изучения предмета;
- своевременно отражаются в содержании образования результаты развития науки, техники,
культуры и производства, других сфер человеческой деятельности, связанные с данной учебной
дисциплиной, за период, прошедший с разработки учебной программы.
- учтён
региональный компонент образования путем усиления профессиональной
направленности образовательного процесса, отражена специфика и потребности региона;
- определены межпредметные связи, согласовано содержание и устранено дублирование
изучаемого материала с другими дисциплинами учебного плана ОУ;
- оптимально для данного класса распределено учебное время по разделам и темам курса:
- определены наиболее эффективные виды и формы занятий в зависимости от особенностей
содержания и специфики класса,
- продуманы возможности использования современных технологий обучения, в том числе
информационно-коммуникационных, и инновационные подходы к решению образовательных
проблем;
- спланирована организация самостоятельной работы учащихся;
- продумано полноценное обеспечение образовательного процесса учебной литературой и
дидактическими материалами;
- отражена деятельность учителя по развитию познавательной активности обучаемых, развитию
их творческих способностей, исследовательских умений и навыков;
- продумана работа по формированию общеучебных умений и навыков,
ключевых
компетентностей учащихся
- рабочая программа оформлена в соответствии с требованиями к делопроизводству
2.5 Структурными элементами рабочей программы являются:
-

титульный лист;
содержание;
планируемые учебные результаты изучения учебного предмета;
содержание учебной программы;
календарно-тематическое планирование

3. Деятельность педагога по разработке рабочей программы
3.1.Учитель разрабатывает свою рабочую программу на класс в соответствии с уровнем
способностей обучаемых детей, качеством их учебных достижений, состоянием здоровья.
3.2.При составлении рабочей программы учитель должен обеспечить соответствие ее
содержания следующим документам:
 Государственному образовательному стандарту по соответствующему предмету;
 Региональному (национально-региональному)
стандарту начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования Республики Дагестан;
 примерной программе по предмету, утвержденной Министерством образования и
науки РФ или авторской программе, на основании которых педагог готовит рабочую
программу;
 образовательной программе школы;
 учебному плану школы;
3.3. В процессе разработки рабочей программы учителю необходимо провести
следующую работу:
 проанализировать содержание ГОС и программы по предмету;
 проанализировать требования к уровню подготовки обучающихся ;
 проанализировать специфику класса, качество результата образования обучаемых;
 продумать пути учёта специфики класса в преподавании предмета;
 разработать учебно-тематическое планирование, определив объём практической
составляющей курса;
 определить контрольные параметры, позволяющие выявить уровень освоения ГОС
обучающимися; определить конкретно по каким разделам, темам программы необходимо
доработать, обновить, пополнить банк контрольно-измерительных материалов;
 проанализировать имеющиеся программно-методическое, материально-техническое
обеспечение по предмету в соответствии с Требованиями к оснащению образовательного
процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов
федерального компонента государственного стандарта общего образования, определить
его достаточность для реализации ГОС; ежегодно оформлять заявку на приобретение
или обновление фонда;
 в феврале учебного года представлять заместителю директора по учебно-воспитательной
работе программно-методическое обеспечение преподавания своего предмета;
 проанализировать фонд имеющейся в библиотеке ОУ (в необходимом количестве)
основной и дополнительной литературы по предмету. При отсутствии необходимой
литературы в библиотеке (или ее недостаточности), заведующая библиотекой оформляет
заявку на ее приобретение.
 определить достаточность методического обеспечения всех видов учебной работы
(контрольные, практические, самостоятельные, лабораторные работы, проектирование и
т.д.) и составление соответствующего плана его разработки;
 оформить рабочую программу в соответствии с требованиями, представить её на
рассмотрение ШМО, согласование с заместителем директора по УВР, утверждение
директором школы.

4. Деятельность школьных методических объединений
по рассмотрению рабочей программы.
Школьное методическое объединение
 рассматривает рабочую программу по предмету, представленную педагогом, на
соответствие ГОС, примерной либо авторской программе, на основании которой педагог
составлял рабочую программу, образовательной программе школы, учебному плану.
 в случае необходимости даёт рекомендации по доработке программы;
заместитель директора согласует, педагогический совет школы принимает, директор
школы
утверждает приказом по школе рабочие программы на ступень и программу
каждого педагога.

5 Деятельность заместителя директора по УВР.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
 рассматривает программу на соответствие ФГОСу, реализуемой программе,
образовательной программе школы, школьному положению о рабочей программе и
степень готовности для представления ее на педагогическом совете и утверждение
директором школы.
6. Деятельность директора по утверждению рабочей программы.
Директор школы
 рассматривает программу на соответствие ФГОСу, реализуемой программе, школьному
Положению о рабочей программе;
 утверждает приказом по школе;
 Директор школы по ходатайству заместителя по УВР или педагогов-предметников, а
равно по своему усмотрению может направить отдельные (или все) рабочие программы
учебных предметов для проведения внешней экспертизы. При этом выбор организаций
или лиц для проведения экспертизы определяется руководителем МБОУ
«Бамматюртовская средняя общеобразовательная школа им.М.М.Муталимова» по своему
усмотрению (либо по решению педагогического совета, совета школы, либо по
ходатайству завучей, либо другое…).

Положение
о рабочей программе по учебному предмету
(курсу) в связи с изменениями в ФГОС
НОО, ФГОС ООО
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
МКОУ«Бамматюртовская СОШ им.М.М.Муталимова»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу)
педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ООО (далее – Рабочая программа),
разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом
Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом
Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, на основании приказа №1576 от
31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом
Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373», на основании приказа №1577 от
31.12.2015 года
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №
1897», Федеральным перечнем учебников в соответствии с приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации, учебными программами к УМК,
рекомендованные МО и Н РФ (изд. «Просвещение», «Дрофа»,«Вентана - Граф»),
учебным планом ОУ.
1.2. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения
Рабочей программы учебного предмета (курса).
1.3. Рабочая программа, утвержденная ОУ, - это локальный нормативный документ,
определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, требования
к результатам освоения основной образовательной программы начального
образования обучающимися,
основной образовательной программы общего
образования обучающимися в соответствии с ФГОС в условиях ОУ.
1.4. К Рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание
деятельности ОО в рамках реализации образовательной программы, относятся:
- программы по учебным предметам;
- программы внеурочной деятельности;
- программы элективных курсов, курсов по выбору;
- программы факультативных занятий.
1.5.
Рабочая программа, как компонент основной образовательной программы
образовательного учреждения, является средством фиксации содержания
образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных
предметов, предусмотренных учебным планом ОУ.
1.6. Цель Рабочей программы — создание условий для планирования, организации и
управления образовательным процессом по определенному учебному предмету
(предметной области). Рабочие программы отдельных учебных предметов должны
обеспечить
достижение
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной программы ОУ.
Задачи Рабочей программы:
- сформировать представление о практической реализации
федерального государственного образовательного стандарта при изучении
конкретного предмета;

- определить содержание, объем, порядок изучения учебных предметов с учетом целей,
задач и особенностей образовательного процесса образовательного учреждения и
контингента обучающихся.
1.7. Рабочая программа выполняет следующие функции:
- является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;
- определяет содержание образования по учебному предмету на базовом и повышенном
уровнях;
- обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;
- реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;
- включает модули регионального предметного содержания;
- создает
условия
для
реализации
системно-деятельностного
подхода;
- обеспечивает достижение планируемых результатов каждым учащимся.
2. Разработка Рабочей программы
программ относится к компетенции

2.1.Разработка Рабочих
ОУ и реализуется им
самостоятельно.
2.2. Рабочие программы составляются на уровень обучения.
2.3. Рабочая программа по курсу (элективному, факультативному) может составляться
учителем-предметником на учебный год.
2.4. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета/ курса
осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его
профессионального мастерства и авторским видением дисциплины.
2.5. Допускается разработка Рабочей программы коллективом педагогов одного предметного
методического объединения.
2.6. Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один является структурным элементом
образовательной программы, второй хранится у учителя.
2.7. При составлении, принятии и утверждении Рабочей программы должно быть обеспечено ее
соответствие следующим документам:
- федеральному государственному образовательному стандарту;
- примерной программе по учебному предмету (курсу);
- авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию;
- основной образовательной программе ОУ;
- учебно-методическому комплексу (учебникам).
2.8. Рабочая программа является основой для создания учителем календарно-тематического
планирования на каждый учебный год.
2.9. Если в примерной программе не указано распределение часов по разделам и темам, а
указано только общее количество часов, учитель в Рабочей программе по предмету (курсу)
распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебнометодические комплекты и индивидуальные особенности учащихся.
2.10. Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля
полного освоения содержания учебного предмета учащимися и достижения ими планируемых
результатов на базовом и повышенном уровнях.
3. Оформление и структура Рабочей программы
3.1. Рабочая программа должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений
выполнена на компьютере. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Титульный лист
считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения. Календарно-тематическое
планирование представляется в виде таблицы.
Рабочая программа начинается: с указания на основе чего разработана программа, к
какому УМК и отражает общие цели учебного предмета

3.2. Структура Рабочей программы:
Элементы
Рабочей программы
Титульный лист
(приложение 1)

Содержание элементов Рабочей программы

- полное наименование ОУ;
- грифы рассмотрения, согласования, утверждения Рабочей
программы;
- название учебного предмета, для изучения которого написана
программа;
- указание класса, где реализуется Рабочая программа;
- фамилия, имя и отчество учителя, составителя Рабочей программы,
квалификационная категория;
- название населенного пункта;
- сроки реализации Рабочей программы;
- год разработки Рабочей программы.
1.Планируемые
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета,
предметные результаты - предметные результаты освоения конкретного учебного предмета,
изучения учебного
курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы
предмета
конкретизируются для каждого класса.
2. Содержание учебного - формы организации учебных занятий;
курса, предмета
-виды учебной деятельности.
-перечень тем и последовательность их изучения;
3. Календарно- количество часов отводимых на освоение каждой темы,
тематическое
практическая часть программы (указать в теме контрольные работы,
планирование
практические работы, лабораторные работы, промежуточную
(приложение 2)
аттестацию и ее форму);
- тема урока;
- планируемая и фактическая дата проведения.
4. Рассмотрение и утверждение Рабочей программы.
4.1. Разработка и утверждение Рабочей программы по учебному предмету (курсу) относится к
компетенции ОУ и реализуется ей самостоятельно.
4.2. Рабочая программа учебного предмета рассматривается и принимается на заседании
школьного методического объединения, согласовывается с методистом или заместителем
директора, утверждается руководителем ОУ в срок до 1 сентября текущего года.
4.3. Руководитель ОУ вправе провести экспертизу Рабочих программ непосредственно в ОУ или
с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям федерального
государственного образовательного стандарта, примерной программе учебного предмета,
утвержденной Министерством образования и науки РФ (авторской программе, прошедшей
экспертизу и апробацию), федеральному перечню учебников; положению о разработке Рабочих
программ ОУ.
4.4. При несоответствии Рабочей программы установленным требованиям, руководитель ОУ
накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
4.5. Решение о внесении изменений в Рабочие программы рассматривается и принимается на
школьном методическом объединении, утверждается директором ОУ.
4.6. Утвержденные Рабочие программы являются составной частью основной образовательной
программы ОУ, входят в обязательную нормативную локальную документацию ОУ,
публикуются на официальном сайте ОУ.
4.7. Администрация ОУ осуществляет контроль реализации Рабочих программ в соответствии с
планом внутришкольного контроля.
4.8. ОУ несет ответственность в соответствии с действующим законодательством в образовании
за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом
и календарным учебным графиком.

5. Делопроизводство
5.1. Администрация ОУ осуществляет систематический контроль над выполнением Рабочих
программ, их практической части, соответствием записей в классном журнале содержанию
Рабочих программ по итогам каждого учебного периода (триместра, года).
5.2. В случае невыполнения Рабочей программы, по итогам проверки, учитель фиксирует
необходимую информацию в листе корректировки в конце каждого триместра (Приложение 3).
5.3. Итоги проверки Рабочих программ подводятся на совещании при директоре, отражаются в
приказах по ОУ.

Приложение 3

Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет

Класс
_

Учитель
2022-2023 учебный год
№ урока

Тема

Количество часов
по плану
дано

Причина
Способ
корректировки корректировки

Приложение 1

«Рассмотрено»
на заседании МО ………
……………………МКОУ
«Бамматюртовская СОШ
им.М.М.Муталимова»
Протокол №
от « »

2022 г

«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР МКОУ
«Бамматюртовская СОШ
им.М.М.Муталимова»
/П.А.Идрисова/
«

»

2022 г

«Утверждаю»
Директор МКОУ
«Бамматюртовская СОШ
им.М.М.Муталимова»
/А.В.Темирбулатов/
Приказ №
от « »

2022 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ………..
для … класса
на 2022-2023 учебный год
.

Разработал:

…………..
учитель …….

Бамматюрт
2022 г.

Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
№п/п

Тема урока

Дата
проведения
(планируемая)

1
2
3

11

Дата проведения
(фактическая)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (928) 564-75-50

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».